Дроны доставляют еду в Финляндии: инновации Huuva и Manna

Несмотря на суровый финский климат, ваши заказы еды вскоре могут доставляться дронами. В рамках сотрудничества между финской компанией Huuva, ирландским разработчиком дронов Manna и платформой доставки Wolt, в городе Эспоо уже тестируются инновационные методы доставки.

Huuva, чье название переводится как «кухонный колпак», в 2022 году привлекла начальные инвестиции от General Catalyst, обещая доставлять качественную еду в пригороды. Хотя компания отошла от первоначальной модели облачных кухонь, ее бизнес по-прежнему сильно зависит от технологий доставки, включая теперь и дроны.

«Если доступно, мы отправим ваш заказ дроном», — таким образом Wolt уведомляет клиентов, заказывающих из пункта Huuva в Нийттяри, Эспоо. Этот район, входящий в столичный регион Хельсинки, по мнению основателя Huuva Вилле Леппяля, идеально подходит для такой концепции.

Европейские пригороды, хоть и не так обширны, как американские, все же предлагают жителям, работающим, учащимся и проживающим там, меньшее разнообразие опций по сравнению со столицей. Huuva позволяет заказывать популярные блюда от партнерских брендов, а дроны обеспечивают более быструю доставку, отмечает Леппяля.

Опираясь на опыт Manna, которая успешно выполнила более 50 000 доставок в Дублине, операции в Финляндии начались оперативно после получения необходимых разрешений. После пилотной фазы, начавшейся в феврале, дроны полностью функционируют в Эспоо последние два месяца, взлетая с площадки, которая также используется службой доставки продуктов Wolt Market.

Для конечных потребителей это означает возможность заказывать разнообразные блюда от партнерских брендов Huuva, а также добавлять к заказу продукты. Каждый дрон способен перевезти около 2 кг, а Manna может отправлять два дрона одновременно.

Это добавляет удобства и скорости. В отличие от наземных курьеров, дроны не попадают в пробки в часы пик. По словам Леппяля, это критически важно для сохранения свежести еды, а также способствует улучшению экономических показателей для Huuva.

Команда Huuva оценивает стоимость обычной доставки примерно в 5-6 евро, в то время как доставка дронами может снизиться до 1 евро. Это не учитывает дополнительные расходы Manna на организацию операций в Финляндии, хотя погодные условия здесь оказались не такими суровыми, как могли бы быть для нового игрока.

Дроны Manna, уже протестированные в условиях ирландской погоды, хорошо переносят ветер и дождь, а также снег. Обледенение представляет дополнительную сложность, но, по словам местного руководителя операций и обслуживания Макара Налимова, в таких случаях используются альтернативные методы доставки, тем более что применение химикатов для удаления льда недопустимо при перевозке продуктов.

Эти резервные варианты подчеркивают, что дроны Manna являются частью быстро расширяющегося спектра решений для доставки «последней мили». Сама Wolt уже использует в Финляндии роботов-курьеров от Coco и Starship, а ее материнская компания DoorDash разработала собственную разработку Dot, которая начала выполнять доставки в Аризоне в начале этого года.

На фоне слухов о том, что DoorDash разрабатывает собственную программу доставки дронами в дополнение к сотрудничеству с Wing (принадлежащей Alphabet), прямые партнерства могут быть выгодны таким компаниям, как Manna и Huuva. Стартап Huuva рассматривает возможность расширения на другую локацию в Эспоо, где Wolt Market не будет участвовать, что позволит разместить стартовую площадку достаточно близко к кухне для передачи заказов через окно.

В текущем процессе стартовая площадка Manna находится на небольшом расстоянии. Курьеры на электросамокатах забирают заказы из кухни в термосумках и передают их операторам Manna. Под руководством Налимова заказы помещаются на весы, при необходимости балансируется вес, а затем упаковываются в специальные пакеты, одобренные регуляторами.

Защитные пакеты — лишь одна из множества мер безопасности, соблюдаемых Manna для соответствия нормативным требованиям и собственным процедурам. Например, батареи систематически заменяются, чтобы дроны всегда летали с полной зарядкой. По словам Налимова, существует резервирование на всех уровнях, а также готовность к различным сценариям инцидентов, включая парашют в качестве крайней меры.

Хотя у Manna есть персонал на местах, Центр управления полетами находится в Ирландии. Там операторы анализируют карты LiDAR, проверяют запланированный маршрут полета и отмечают точку высадки, в пределах которой дрон должен доставить посылку. Если условия не соответствуют, заказ передается курьеру. В случае одобрения дрон делает снимок места посадки для окончательного подтверждения оператором, прежде чем опустить пакет с помощью биоразлагаемой веревки.

Этот процесс стал рутинным для местного персонала Manna, который становится все более загруженным. По словам Налимова, он и его команда уже выполняют доставки в двузначных числах в день и уверенно готовятся к своей первой операционной зиме в Финляндии. Что касается Huuva, компания готова удвоить усилия по доставке дронами в Эспоо, с одним дополнительным пожеланием: получить разрешение разместить свой логотип на пакетах, одобренных регуляторами.

Комментарии

SkyRider 02.12.2025 17:46
Дроны в Эспоо – настоящий прорыв в еде на взлёте!