EA$55 млрд: Как сделка повлияет на геймеров и разработчиков
Electronic Arts (EA), один из крупнейших мировых разработчиков видеоигр, готовится к сделке по приобретению за 55 миллиардов долларов США. Эта сделка станет второй по величине в истории игровой индустрии.
Согласно условиям соглашения, суверенный фонд Саудовской Аравии, а также частные инвестиционные фонды Silver Lake и Affinity Partners, выкупят акции EA по цене 210 долларов за штуку. Данная сделка, значительная часть которой (20 миллиардов долларов) финансируется за счет заемных средств, переведет компанию из публичного владения в частное.
Приобретение EA подчеркивает тенденцию к консолидации в креативных индустриях, что наблюдается и в музыкальной, кино- и телевизионной сферах. Индустрии, связанные с творчеством и культурой, имеют склонность к укрупнению, и эта сделка является ярким тому подтверждением.
Это событие продолжает череду поглощений крупных игровых компаний более мощными игроками, как, например, приобретение Activision/Blizzard компанией Microsoft в 2023 году.
Плохие новости для работников индустрии
Существует растущий консенсус относительно того, что данное приобретение, скорее всего, станет негативным фактором для сотрудников игровой индустрии, которые уже столкнулись с массовыми увольнениями в последние годы. leveraged buyout (выкуп с привлечением заемных средств) приведет к реструктуризации студий, принадлежащих EA. Наличие огромного долга потребует его обслуживания, что, вероятно, приведет к отмене проектов, закрытию студий и потере рабочих мест.
Исследователи Eileen Appelbaum и Rosemary Batt в своей книге "Private Equity at Work" отмечают "моральный риск", возникающий, когда партнеры по частному капиталу обременяют компании долгами, но сами несут минимальные финансовые риски. Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) стремится увеличить свои активы в прибыльных сегментах игровой индустрии в рамках стратегии диверсификации. Однако частные инвестиционные фонды следуют модели "купи и продай", ориентируясь на получение краткосрочной высокой прибыли.
Appelbaum отмечает, что возможности для реструктуризации ограничены при приобретении крупных и успешных компаний, таких как EA. В таких случаях, по ее словам, "чаще всего применяется финансовый инжиниринг", что нередко приводит к "увольнениям или сокращению штата для увеличения денежного потока и обслуживания долга". Финансовый инжиниринг сочетает методы прикладной математики, информатики и экономической теории для создания новых и сложных финансовых инструментов. Неудачное управление рисками этих инструментов было замешано в финансовых скандалах и рыночных кризисах.
Финансиализация и фрагментированный рынок труда
Финансиализация игровой индустрии является серьезной проблемой. Финансиализация относится к изменениям в корпоративной структуре и управлении, включая дерегуляцию финансовых рынков, что увеличивает влияние финансовых компаний и инвесторов. Это приводит к экономикам, где значительная доля прибыли генерируется за счет финансовых операций, а не производства и предоставления товаров и услуг.
Это создает то, что американский профессор менеджмента David Weil называет "фрагментированным рабочим местом", где модели владения многоуровневые и сложные. Это дает финансовым игрокам влиятельный голос в процессе принятия корпоративных решений и направляет внимание руководства на инвестиционную доходность, перекладывая риски неудач на портфельные компании. В результате, игровые проекты, рабочие места и студии могут быть легко сброшены, когда финансовые компании реструктурируются для увеличения дивидендов, оставляя работников с минимальными возможностями взаимодействия с этими финансовыми игроками как с подотчетными работодателями.
Погоня за стимулами и сокращение расходов
Saudi PIF заявляет о цели создания 1,8 миллиона "прямых и косвенных рабочих мест" для стимулирования экономики Саудовской Аравии. Однако капитал мобилен, и игровые компании, вероятно, будут искать юрисдикции с более низкой заработной платой, меньшей защитой трудовых прав и значительными налоговыми льготами.
Некоторые канадские правительства работают над тем, чтобы удержать студии и творческие рабочие места внутри страны. Британская Колумбия недавно увеличила свой налоговый кредит на интерактивные медиа до 25%. Это было встречено с одобрением главным операционным директором EA Vancouver, который отметил, что "непрекращающаяся приверженность Британской Колумбии сектору интерактивных цифровых медиа... через усовершенствования... налогового кредита... отражает признание провинцией ценности индустрии и позволяет таким компаниям, как наша, продолжать вносить вклад в творческую и инновационную экономику Британской Колумбии".
Это может поддержать флагманскую студию EA Sports в Ванкувере, но те, кто разрабатывает менее прибыльные игры или находится в регионах без финансовых субсидий, будут подвергаться большему риску закрытия, переезда или продажи. Bioware, базирующаяся в Альберте и известная разработкой таких игр, как Dragon Age и Mass Effect, может оказаться под угрозой.
Другие агрессивные методы сокращения расходов могут включать увеличение использования искусственного интеллекта (ИИ). EA была раскритикована в 2023 году за заявление о том, что регулирование ИИ может негативно сказаться на ее бизнесе. Однако творческий застой и "экономия" за счет ИИ негативно скажутся на количестве и качестве рабочих мест, а также на качестве игр. Это может стать более серьезной угрозой для бизнеса EA и укрепить негативное направление для всей индустрии.
Игроки проявляют низкую толерантность к изменениям качества и хищническим стратегиям монетизации. Исследования показывают, что геймеры воспринимают приобретения негативно: разработка занимает больше времени, инновации ограничиваются, а творчество подавляется. Консолидация среди гигантов индустрии может привести к тому, что игроки потеряют веру в продукты EA — и игры в целом, учитывая множество других доступных развлекательных опций.
Риск потери творческого контроля и власти работников
Некоторые высказывают опасения, что приобретение может повлиять на творческое направление и редакционную политику EA, потенциально приводя к усилению ограничений на контент. Хотя пока неясно, как сделка повлияет на продукцию EA, опыт других отраслей может служить предзнаменованием. Например, сообщается, что комики самоцензурировались, выступая в Саудовской Аравии.
Приобретение также может оказать охлаждающий эффект на движение по созданию профсоюзов среди работников. В настоящее время ни одна из студий EA в Канаде не является профсоюзной. Ауторсинговые работники по обеспечению качества в принадлежащей EA студии BioWare в Эдмонтоне успешно сертифицировали профсоюз в 2022 году, но впоследствии были уволены. Страх перед аутсорсингом, увольнениями и реструктуризацией может отбить желание предпринимать дальнейшие организационные усилия.
С другой стороны, осознание того, что крупные финансовые игроки получают огромную прибыль, может мотивировать работников, особенно учитывая, что до покупки генеральный директор EA Эндрю Уилсон получал примерно в 264 раза больше, чем медианный сотрудник EA. Эта сделка, безусловно, не способствует стабильности в и без того нестабильной индустрии. Независимо от любого денежного вливания, EA остается очень уязвимой.
Комментарии