Электромобили: год испытаний и надежд
2025 год для электромобилей (EV) оказался настоящими американскими горками: взлеты, падения и неожиданные повороты. Для тех, кто ценит спокойствие, эти 12 месяцев могли показаться слишком бурными. В этом году рынок EV начал демонстрировать зрелость: появились новые захватывающие модели, такие как Lucid Gravity, а обновленный Nissan Leaf стал доступен по цене, сравнимой с автомобилями с ДВС. Казалось, что ситуация стабилизируется.
Однако 2025 год также принес новую волну анти-EV настроений, подогретых напряженным предвыборным циклом. Способ передвижения или марка автомобиля внезапно стали маркерами политической принадлежности. Автомобиль, на котором вы ездите, превратился в политическое заявление – очередная беспрецедентная ситуация в череде утомительно долгих и мрачных событий. Пессимизм 2025 года, вероятно, сохранится и в 2026-м, но надежда для электромобилей еще не угасла.
Tesla и эффект DOGE
В прошлом мы видели немало генеральных директоров, смешивающих корпоративные интересы с политическими уловками. Но такого уровня лести и кумовства, как в отношениях Илона Маска и президента Трампа в этом году, мы еще не наблюдали. Маск активно поддерживал предвыборную кампанию Трампа, не упуская возможности критиковать государственные расходы. Пока эффективность Министерства эффективности государственного управления вызывает вопросы, оно оказалось весьма действенным в опустошении счетов инвесторов Tesla. С января по март акции компании упали почти вдвое. Ситуация начала исправляться только после того, как Маск в мае отказался от DOGE.
С тех пор цена акций Tesla вернулась к прежним максимумам, однако объемы продаж не восстановились. В первом квартале поставки снизились на 13%, а во втором – на 14%. В третьем квартале наблюдался рост на 7%, поскольку все спешили купить автомобили до истечения срока действия субсидий на электромобили, но прибыль упала на 37%. Рыночная доля Tesla на американском рынке электромобилей сократилась вдвое, вынудив Маска рекламировать все, от ИИ-агентов до роботов в спандексе – лишь бы отвлечь внимание от цифр. И, похоже, это работает. Акционеры Tesla без особых колебаний одобрили пакет вознаграждения Маска на сумму 1 триллион долларов. Это может сделать его первым триллионером в мире, но только при условии достижения агрессивных целей по продажам, с которыми у него в прошлом возникали трудности.
Большой, красивый всплеск продаж
Дружба Илона Маска и Дональда Трампа была не единственным последствием второго президентского срока Трампа. Вместе с ней умерла и федеральная субсидия на электромобили в размере 7500 долларов, которая истекла в сентябре в рамках «Великолепного законопроекта» президента Трампа. Это вызвало краткосрочный всплеск продаж перед истечением срока действия. Многие производители даже установили новые рекорды продаж электромобилей, но впереди маячит тревожная пропасть.
Нам еще предстоит увидеть, насколько плохими будут продажи электромобилей в четвертом квартале, но первые признаки не обнадеживают. Отчет J.D. Power за октябрь показывает, что продажи электромобилей в сентябре достигли рекордно высокого уровня, составив 12,9% от продаж новых автомобилей в США. В октябре, после истечения срока действия субсидий, они упали до скромных 5,2%. Это тревожное падение, которое уже влияет на планирование продукции.
Сокращение производства электромобилей
Когда я в прошлом месяце был в Японии и осматривал новые гибриды Honda, я не ожидал услышать от руководства компании разговоры о промежуточных американских выборах. Но именно о них думал генеральный директор Тосихиро Мибэ. Он внимательно следит за тенденциями голосования в Америке, чтобы определить характер предстоящих релизов компании. Мибэ сообщил, что Honda уже отменила планы по выпуску некоторых электромобилей в Америке, сосредоточившись на более широком ассортименте гибридных моделей. Не только Honda пошла по этому пути. Ram также отменил свой электрический пикап 1500, хотя гибридная версия, по слухам, все еще в разработке.
Scout Motors также делает ставку на свои гибридные модели с увеличенным запасом хода. Изначально компания предлагала только электрические грузовики и внедорожники. В последнее время, основываясь на отзывах 130 000 предварительных заказов, компания отдает приоритет гибридным вариантам с увеличенным запасом хода. 80% заказчиков хотят бортовой генератор – дополнительную опцию, которая может стать спасением для этого стартапа в сфере электромобилей.
Есть причины для оптимизма
Хотя некоторые производители могут сокращать свои амбиции в области электромобилей, другие продолжают двигаться вперед. В следующем году ожидается выход целого ряда интересных электрических машин, и это повод для энтузиазма. Например, Nissan Leaf 2026 года, вероятно, станет очень популярным выбором по мере наращивания производства. Он уже появляется у дилеров, и при стартовой цене ниже 30 000 долларов его будет трудно превзойти. Однако Chevrolet попытается сделать это с обновленным Bolt EV за аналогичную сумму.
Если у вас больше средств, то и выбор шире. Скоро появится отличный кроссовер BMW iX3, а также электрический седан CLA и внедорожник GLC. Однако, пожалуй, самым ожидаемым электромобилем года станет Rivian R2. Этот электрический внедорожник присоединится к stellar R1S и R1T, расширяя присутствие Rivian в сегменте и, будем надеяться, его рыночный охват. Стартовая цена в 45 000 долларов делает его гораздо более доступным, чем любое из предыдущих предложений компании.
Если перспектива появления веселого и доступного внедорожника от Rivian не вызывает у вас энтузиазма по поводу предстоящего года в мире электромобилей, возможно, вас порадуют обнадеживающие новости из Европы. После сокращения собственной программы субсидирования электромобилей в 2023 году продажи электромобилей в Германии резко упали на 28% в 2024 году. Многие местные эксперты предрекали конец электромобилей. С тех пор продажи электромобилей медленно восстанавливались, а в последнее время они бурно росли: по данным немецкого агентства дорожного движения KBA, общее количество вновь зарегистрированных электромобилей в октябре увеличилось почти на 50% (год к году). Электромобили теперь составляют 19% рынка, и это несмотря на резкое падение продаж Tesla. Нет гарантии, что американский рынок последует подобному восстановлению, особенно если анти-EV политический нарратив продолжится. Лично я решил оставаться оптимистом, насколько это возможно в наши дни.
*Признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.