Летающие такси в Китае: взлеты и посадки
Небесные такси из Китая сталкиваются с препятствиями. Беспилотный летательный аппарат овальной формы от компании EHang, похожий на мини-вертолет, совершил пробный полет над инновационной зоной на окраине Гуанчжоу. Этот шаг — часть испытаний мини-такси, которое еще недавно казалось фантастикой.
В соседнем Шэньчжэне дроны-доставщики еды уже стали обыденностью, привлекая туристов. Жительница Польши Каролина Тшцяньска поделилась впечатлениями: «Я впервые вижу такое, было очень весело наблюдать за доставкой еды дроном».
Развитие подобных услуг активно поддерживается правительством, но «низковысотная экономика», как ее называют, сталкивается с проблемами: строгий контроль воздушного пространства и ограничения по работе аккумуляторов.
В 2023 году оборот в воздушном пространстве ниже 1000 метров достиг 506 миллиардов юаней (70 миллиардов долларов), что составляет около 0,4% экономики Китая. Прогнозируется, что к 2035 году эта цифра вырастет до 3,5 триллиона юаней (около 490 миллиардов долларов).
Провинция Гуандун, где базируется гигант DJI, мировой лидер по производству коммерческих дронов, лидирует в развитии низковысотной экономики. За ней следуют богатые прибрежные провинции Цзянсу и Чжэцзян.
Другие крупные игроки в Гуандуне – EHang, подразделение логистической компании SF Express Phoenix Wings и подразделение летающих автомобилей автопроизводителя XPENG – ARIDGE. Провинция планирует ускорить строительство летных станций и платформ для поддержки операций в воздушном пространстве, а также стимулировать низковысотный туризм.
Шэньчжэнь, как технологический и финансовый центр, предлагает награды в размере 15 миллионов юаней (2,1 миллиона долларов) для компаний, получающих сертификаты для пассажирских eVTOL (электрических летательных аппаратов вертикального взлета и посадки).
Администрация гражданской авиации Китая выдала EHang разрешения на коммерческие пассажирские перевозки с использованием их беспилотных eVTOL. Эти аппараты развивают скорость до 130 км/ч и имеют дальность полета до 30 километров. EHang планирует начать с воздушных экскурсий и уже строит взлетно-посадочные площадки в 20 городах.
«Это не может быть просто исследовательским продуктом или игрушкой инженера», — подчеркивают в компании.
Основные вызовы: аварии, батареи и контроль неба
Самые большие трудности для развития eVTOL — это увеличение дальности полета и преодоление ограничений емкости аккумуляторов. Например, одноместный eVTOL от Skyevtol может летать всего 20-30 минут.
Не обошлось и без инцидентов. В сентябре два eVTOL от XPENG столкнулись после репетиции, один из них загорелся при посадке. К счастью, никто не пострадал.
Несмотря на это, XPENG продолжает демонстрировать свои летающие автомобили. Инвестировав более 600 миллионов долларов, компания получила более 7000 заказов на свой «Наземный авиалайнер» и готовится к массовому производству.
Планируется тестовый полет для туристических целей в Дуньхуане. Однако сроки регулярных пассажирских перевозок остаются неопределенными. Некоторые компании, как Lilium и Volocopter в Германии, столкнулись с финансовыми трудностями, хотя последняя была выкуплена.
Несмотря на лидерство Китая в технологиях и производстве дронов, ограничения воздушного пространства и слабая инфраструктура сдерживают их широкое применение. Некоторые эксперты считают, что рынки Юго-Восточной Азии могут оказаться более перспективными.
Регулирование и перспективы
Китайские власти работают над упрощением процедур и сокращением сроков рассмотрения заявок на использование воздушного пространства. Разрабатываются поправки к законам гражданской авиации, регулирующие низковысотное воздушное пространство.
Эксперты ожидают, что коммерциализация начнется около 2030 года, с пассажирских eVTOL для туризма и промышленных целей, предшествующих сервису летающих такси. Некоторые воздушные аппараты могут стать ключевыми экспортными товарами.
Китай, несмотря на то, что поздно вошел в индустрию, теперь лидирует в разработке малых дронов и инвестициях в низковысотное воздушное пространство. Уникальное преимущество — способность правительства мобилизовать регуляторов, промышленность и науку для достижения общей цели. Однако темпы внедрения будут зависеть от развития технологий, вопросов безопасности и общественного принятия.
«Будущее низковысотной экономики светло, — заключает Чэнь Вэньхуа, — однако дорога к нему может быть непростой».
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.