Метавселенная: новая эра эксплуатации за кулисами
Цифровые технологии, такие как искусственный интеллект и метавселенная, рискуют повторить исторические модели эксплуатации, порождая новые формы невидимого труда и неравенства. Это напоминает о вечных циклах подчинения и борьбе за достоинство, которые находили отражение в кинематографе, например, в фильмах о гладиаторах.
Искусственный интеллект, автоматизируя логистику и управление, может создавать «слепые зоны», позволяя излишне контролировать работников. Исследования показывают, что многие крупные работодатели в США используют ИИ для отслеживания производительности, особенно в низкооплачиваемых цифровых профессиях.
Параллельно существуют низкооплачиваемые работники, занимающиеся модерацией контента в метавселенной. Они защищают пользователей от вредоносных материалов, но сами подвергаются психологическим травмам, включая тревогу, депрессию и кошмары, из-за столкновения с жестоким контентом, таким как детское насилие и унижения.
Исследования также выявили, что модераторы контента в таких странах, как Филиппины, Индия и Мексика, страдают от психологической травмы, невыгодных контрактов и отсутствия защиты. Компании фактически перекладывают психологическую нагрузку на них, часто аутсорся эту работу в регионы с более низкой оплатой труда. Несмотря на помощь ИИ в фильтрации контента, ручная модерация остается критически важной.
Метавселенная позиционируется как пространство для творчества и новых экономических возможностей, где пользователи могут создавать виртуальные миры и участвовать в децентрализованных экономиках. Однако эта картина часто скрывает потенциальную эксплуатацию.
Ярким примером является рост платформ «играй, чтобы заработать», где пользователи получают криптовалюту или цифровые активы за игру. Это может показаться привлекательным, но часто опирается на труд людей из маргинализированных регионов, которые, стремясь заработать на жизнь, сталкиваются с финансовыми потерями из-за начальных вложений, необходимых для участия.
Еще одна практика в виртуальных экономиках – «фарм золота». Возникнув в онлайн-играх, она предполагает, что «работники-игроки» выполняют монотонные внутриигровые задачи, генерируя виртуальную валюту или предметы, которые затем продаются за реальные деньги более обеспеченным «игрокам-любителям». Эта деятельность часто осуществляется в странах с низким уровнем дохода, где работники тратят много часов за скромное вознаграждение, в то время как богатые игроки получают выгоду от покупки виртуальных товаров.
В метавселенной эта практика трансформируется в крупномасштабный цифровой труд, где работники добывают виртуальные товары в условиях, напоминающих работу на фрилансе, без защиты, льгот или справедливой оплаты. При этом эмпирические исследования таких форм цифрового труда остаются ограниченными, несмотря на стремительное развитие этих систем.
Производство аппаратного обеспечения для метавселенной также связано с эксплуатацией. Добыча редкоземельных металлов, необходимых для таких устройств, как VR-гарнитуры, часто сопряжена с использованием подневольного труда. В Демократической Республике Конго, одном из крупнейших производителей кобальта и меди, шахтеры, включая детей, рискуют жизнью в опасных условиях за минимальную плату.
По прогнозам, спрос на критически важные минералы, такие как кобальт и литий, может утроиться к 2050 году, что вызывает обеспокоенность по поводу прав человека. Метавселенная, обещая захватывающий пользовательский опыт, одновременно углубляет риски эксплуатации, где эскапизм пользователей часто достигается за счет труда невидимых работников.
Несмотря на сложности регулирования децентрализованных и быстро развивающихся виртуальных пространств, появляются признаки прогресса. Правительства пересматривают законодательство для обеспечения этичных трудовых практик в цепочках поставок. Директивы ЕС по корпоративной устойчивости и требования Великобритании к заявлениям о борьбе с современным рабством направлены на привлечение компаний к ответственности за нарушения прав человека.
Эксплуатация труда не нова, но в цифровых средах ее формы могут быть менее очевидными и более масштабируемыми. Поэтому крайне важно оставаться бдительными к этим развивающимся тенденциям. Метавселенная обладает потенциалом демократизировать доступ к информации и возможностям, но ее фундамент должен быть свободен от эксплуатации. Наше коллективное участие в обеспечении того, чтобы цифровая эпоха не повторила прошлых жестокостей, имеет решающее значение.
*Признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.
Комментарии
Комментариев пока нет.