Права гиг-работников в Индии: новые законы и реальности
Индия предоставила миллионам гиг- и платформенных работников юридический статус в соответствии с новыми трудовыми законами, что стало важным событием для курьеров, водителей такси и работников электронной коммерции. Однако, поскольку льготы остаются неясными, а платформы начинают оценивать свои обязательства, доступ к социальному обеспечению всё ещё находится вне досягаемости.
Признание основано на Кодексе социального обеспечения — одном из четырёх трудовых законов, которые правительство Индии ввело в действие. Это единственная часть новой системы, которая охватывает гиг- и платформенных работников, поскольку остальные три кодекса (по заработной плате, трудовым отношениям и охране труда) не распространяют минимальный заработок, гарантии занятости или условия труда на эту быстрорастущую рабочую силу.
Индия обладает одной из крупнейших и самых быстрорастущих гиг-экономик в мире. По оценкам, более 12 миллионов человек доставляют еду, управляют такси, сортируют посылки электронной коммерции и выполняют другие услуги по запросу для цифровых платформ. Этот сектор стал критически важным источником занятости, особенно для молодых и мигрирующих работников, которым отказано в доступе к формальным рынкам труда.
Компании, от Amazon и Flipkart до индийских приложений экспресс-доставки, таких как Swiggy, Blinkit и Zepto, а также агрегаторы такси, полагаются на гиг-работников. Несмотря на то, что они поддерживают одни из самых ценных технологических бизнесов Индии, большинство гиг-работников действуют вне традиционных трудовых защит и не имеют доступа к базовому социальному обеспечению.
Новые трудовые законы призваны изменить ситуацию, определяя гиг- и платформенных работников в законодательстве и обязывая агрегаторы вносить 1–2% своего годового дохода в государственный фонд социального обеспечения. Однако детали остаются неясными: какие именно льготы будут предложены, как работники получат к ним доступ, и как будет отслеживаться вклад от нескольких платформ, остаётся неясным.
Кодекс социального обеспечения создает правовую основу для того, чтобы гиг-работники были охвачены такими схемами, как государственное страхование сотрудников, пенсионный фонд и государственное страхование. Тем не менее, объем этих льгот остаётся неясным и будет зависеть от будущих правил.
Ключевой частью системы является создание Советов социального обеспечения на центральном и государственном уровнях, которым поручено разрабатывать и контролировать программы благосостояния для гиг- и платформенных работников. Центральный совет должен включать представителей гиг-работников и агрегаторов. Однако мало ясности в том, как будут приниматься решения и какое влияние будут иметь представители работников.
«Нам нужно подождать и посмотреть, что именно правительство намерено сделать для гиг-работников при внедрении четырёх Кодексов», — сказал Балажи Партасарати, профессор IIIT Bangalore. Он также отметил, что поскольку трудовая политика в Индии является общей для федерального правительства и правительств штатов, последние несут ответственность за разработку и администрирование многих схем, необходимых для функционирования Кодекса социального обеспечения.
Это создает возможность неравного доступа, поскольку некоторые штаты быстро создают советы социального обеспечения, в то время как другие задерживают или приоритизируют усилия из-за политических или финансовых ограничений. Недавние примеры, такие как законодательство Раджастхана, приостановленное после его принятия в 2023 году, и Закон о гиг-работниках Карнатаки, реализованный вскоре после его принятия, подчеркивают, что защита работников может в конечном итоге зависеть от того, где они живут, а не от самого закона.
Платформенные компании публично приветствовали реформу, но в значительной степени все еще оценивают, что она потребует от них. Компании, такие как Amazon, Zepto и Zomato (ранее Eternal), заявили, что поддерживают намерения правительства и ожидают, что изменения укрепят социальное обеспечение их партнёров по доставке, не подрывая гибкость.
Тем не менее, Апраджита Рана, партнёр юридической фирмы AZB & Partners, считает, что изменение «естественно окажет финансовое влияние» на сектор электронной коммерции Индии, поскольку взносы работников теперь формализованы. Это также создаст новые обязательства по соблюдению нормативных требований.
Одним из самых больших препятствий для гиг-работников, стремящихся получить льготы по новому закону, будет регистрация на портале E-Shram, запущенном в 2021 году. Профсоюзы, такие как Индийская федерация транспортных работников на базе приложений (IFAT), работают над тем, чтобы помочь гиг-работникам зарегистрироваться.
Амбика Тандон, кандидат наук Кембриджского университета, отметила, что регистрация на портале может означать потерю заработной платы для гиг-работников, поскольку им придется взять отгул для заполнения необходимых данных. «Эти работники работают по 16 часов в день», — сказала она. «У них нет времени, чтобы пойти и зарегистрироваться на правительственном портале».
Тандон также отметила, что преимущества регистрации на портале E-Shram не являются убедительными для многих гиг-работников, поскольку закон не затрагивает более насущные проблемы, такие как колеблющийся заработок, приостановка учётных записей и внезапное прекращение действия учётных записей — вопросы, которые, по словам работников, сейчас гораздо важнее, чем доступ к страхованию или пенсионному фонду.
«Хотя правила социального обеспечения теперь введены, мы требуем минимальную заработную плату и трудовые отношения между работодателем и работником для гиг- и платформенных работников, которые ещё не установлены правительством», — сказал Шейк Салахуддин, президент-основатель Telangana Gig and Platform Workers Union. «Мы призываем правительство получить данные от агрегаторов и обеспечить их денежные взносы в фонд для начала предоставления льгот работникам».
Существует более широкая дискуссия о том, следует ли рассматривать гиг-работников как наемных работников — вопрос, который новые трудовые законы не затрагивают. Кодекс социального обеспечения определяет гиг- и платформенных работников как отдельную категорию, вместо того чтобы предоставлять им права и защиты, связанные со статусом наемного работника. В отличие от этого, суды и регуляторы на таких рынках, как Великобритания, Испания и Новая Зеландия, двигались к признанию платформенных работников наемными работниками или «работниками», имеющими право на минимальную заработную плату, оплачиваемый отпуск и другие льготы.
«С этим законом индийское правительство урегулировало этот спор, заявив, что эти гиг-работники не подпадают под сферу действия трудовых или других гарантий», — сказал Тандон.
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.