Раковины мидий: новая жизнь для джинсовой ткани

Исследователи из Университета Страны Басков (EHU) в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом (MIT) разработали экологичный метод обработки джинсовой ткани. Вместо традиционного пескоструйного метода с использованием кварца, который может быть опасен для здоровья рабочих и наносит вред окружающей среде, предлагается использовать измельченные раковины мидий.

Ранее для создания эффекта потертости на джинсах применялся песок, содержащий диоксид кремния. Однако эта технология привела к профессиональному заболеванию — силикозу, из-за чего была постепенно вытеснена другими методами, такими как химическая или лазерная обработка. Эти альтернативы, в свою очередь, оказались токсичными и не давали столь высокого качества обработки.

Новый подход предполагает использование раковин мидий, которые обычно утилизируются как отходы пищевой промышленности. Исследователи протестировали раковины, прошедшие мойку, стерилизацию и измельчение. Полученная крошка показала превосходные результаты при пескоструйной обработке джинсовой ткани, превосходя традиционный гранат. Раковины мидий менее хрупкие, что позволяет им дольше сохранять свои абразивные свойства при повторном использовании. Это означает, что для достижения нужного эффекта требуется меньше материала, а сам процесс становится более экономичным и экологичным.

Важным преимуществом нового метода является его безопасность для работников и минимальное воздействие на окружающую среду. В отличие от минерального граната, раковины мидий являются возобновляемым ресурсом. Ежегодно в мире образуется около 1,5 миллиона тонн раковин мидий, которые на данный момент не находят широкого применения. Таким образом, разработка EHU не только решает проблему утилизации отходов, но и открывает путь к внедрению принципов циркулярной экономики в текстильной промышленности.

Помимо обработки джинсовой ткани, исследователи предполагают, что крошка из раковин мидий может найти применение в других отраслях, например, для очистки механических деталей или корпусов судов, так как для ее использования не требуется специальное оборудование.

Комментарии

Комментариев пока нет.