Самолеты испускают радиоволны: открытие ученых
Международная группа ученых под руководством Олафа Шольтена, профессора астрофизики Гронингенского университета, зафиксировала радиоволновые излучения, исходящие от коммерческого авиалайнера. Причиной этого, предположительно, является разряд статического электричества. Неожиданное открытие радиоволновых сигналов из определенных точек на корпусе самолета может представлять интерес для авиационной индустрии.
Кроме того, это наблюдение уже помогло команде выявить источник ошибки в применяемых методах обработки изображений. Результаты исследования были опубликованы 26 ноября в журнале Nature Communications.
Статическое электричество накапливается в результате трения, например, между одеждой и обивкой кресла. В самолетах оно может возникать при прохождении через ледяные облака. Для предотвращения опасных искр и помех связи самолеты оснащаются специальными устройствами — антистатическими разрядниками, предназначенными для рассеивания электростатических зарядов.
Интересно, что разряды, зафиксированные командой Шольтена во время полета самолета на высоте 8 километров, были локализованы в районе двух двигателей и в одной точке на хвосте, а не у антистатических разрядников. События в районе хвоста были измерены с точностью около 50 см.
Наблюдение проведено с помощью радиотелескопа LOFAR
Наблюдение было осуществлено с использованием радиотелескопа Low-Frequency Array (LOFAR), представляющего собой сеть антенн, расположенных в основном в Нидерландах и семи других странах Европы. Этот телескоп используется преимущественно для астрономических исследований, а также для изучения процессов образования молний.
В предыдущих работах Шольтен и его коллеги использовали LOFAR для создания наиболее детализированных изображений молний в мире. Благодаря случайному обнаружению излучений самолета, исследователи смогли усовершенствовать свою методику, что позволит им в будущем еще точнее детектировать молнии.
Данные о полете показали, что наблюдаемым самолетом был Boeing 777-306 (ER) нидерландской авиакомпании KLM. Проанализировав свои архивы, Шольтен и его коллеги обнаружили излучения от второго самолета, летевшего на высоте 11,6 км. Эти излучения также были локализованы в районе двигателей и в одной точке на хвосте. Эти наблюдения подтверждают возможность использования LOFAR для изучения накопления и разряда электричества самолетами, пролетающими сквозь облака.
Шольтен отмечает: «Это представляет интерес для авиационной промышленности, поскольку статические заряды могут вызывать искры, потенциально повреждающие самолет».
Комментарии
Комментариев пока нет.