Синтез на воде: Морская энергетика будущего?
Компания Martime Fusion под руководством Джастина Коэна заявляет о подготовке к установке термоядерного реактора на борту судна. Несмотря на кажущуюся смелость, эта идея основывается на значительных достижениях в области искусственного интеллекта, вычислительных технологий и сверхпроводящих магнитов, приближающих коммерческую энергетику на основе термоядерного синтеза. Вопрос уже не в том, произойдет ли это, а в том, когда, и тогда человечество получит доступ к огромным объемам чистой энергии из обильного источника – воды.
Идея установки ядерного реактора на морском судне не нова. Подводные лодки и авианосцы, использующие реакторы на основе ядерного деления, уже давно демонстрируют эффективность: они тихие, мощные и способны работать десятилетиями без дозаправки. В 1960-70-х годах существовали даже проекты грузовых судов с ядерными силовыми установками.
«Деление определенно проложило путь в плане ядерной энергетики на кораблях», — отмечает Коэн, один из основателей Martime Fusion. Термоядерный синтез обещает те же преимущества, но без опасений, связанных с расплавлением, распространением ядерных материалов или радиацией. В то время как большинство компаний сосредоточено на создании наземных реакторов, Martime Fusion первой всерьез рассматривает установку токамака — ведущей конструкции термоядерного реактора — на корабле.
Если термоядерный синтез станет реальностью, морской подход Martime Fusion может дать компании значительное преимущество. Коэн полагает, что с экономической точки зрения начать с морских применений может быть даже проще. Первые термоядерные электростанции потребуют огромных инвестиций, и снижение их стоимости займет время.
«Конкурировать с солнечной и ветровой энергией в энергосетях крайне сложно с точки зрения затрат», — признает Коэн. Однако на море экономика выглядит иначе. Аммиак и водород, рассматриваемые как альтернативы дизельному и мазуту для грузовых судов, все еще весьма дороги. «Это одни из самых дорогих видов топлива, которые могут соперничать по стоимости с термоядерной установкой первого поколения», — добавляет Коэн. «В таких условиях мы можем конкурировать напрямую».
Для реализации концепции и начала производства компонентов первого реактора Martime Fusion привлек 4,5 миллиона долларов в рамках посевного раунда, возглавляемого Trucks VC при участии Aera VC, Alumni Ventures, Пола Грэма, Y Combinator и нескольких бизнес-ангелов. Стартап также участвовал в программе Y Combinator Winter 2025.
Компания начала сборку высокотемпературных сверхпроводящих (HTS) кабелей из ленты, поставляемой преимущественно японскими производителями. Эти кабели станут основой мощных магнитов, необходимых для удержания плазмы в токамаке. Кроме того, кабели будут продаваться другим компаниям для получения дополнительного дохода в процессе разработки собственной электростанции.
Ожидается, что первая электростанция Martime Fusion, получившая название Yinsen, будет генерировать около 30 мегаватт электроэнергии. Среди ключевых инженерных задач — разработка систем поддержки для сбора энергии и обеспечения бесперебойной работы токамака. Для упрощения бортового оборудования часть вспомогательных процессов, таких как переработка топлива, будет осуществляться на берегу.
Первый токамак Martime будет иметь диаметр около восьми метров. Компания прогнозирует, что он начнет работу в 2032 году, а его стоимость составит около 1,1 миллиарда долларов. Для сравнения, Commonwealth Fusion Systems (CFS), считающаяся лидером в гонке термоядерного синтеза, строит Sparc — токамак меньшего размера (чуть менее пяти метров в диаметре). CFS уже привлекла почти 3 миллиарда долларов, большая часть которых пошла на создание демонстрационной установки, запуск которой ожидается в следующем году. Sparc не будет подавать энергию в сеть; его цель — доказать, что токамаки могут генерировать больше энергии, чем потребляют. Полномасштабный реактор CFS для энергосетей, Arc, будет готов не ранее начала 2030-х годов.
Несмотря на значительный временной отрыв CFS, Коэн уверен в успехе Martime Fusion. «Мы не будем тратить миллиарды на устройство, достигающее порога самодостаточности, но не производящее энергию для сети», — заявляет он. «Наш первый токамак будет энергопроизводящим токамаком для заказчика».
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.