Звуки для электромобилей: как сделать их слышимыми

Электромобили, несомненно, обладают преимуществом перед традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания благодаря своей тишине. Однако эта тишина может стать проблемой, особенно на низких скоростях, когда водители обязаны оборудовать свои транспортные средства звуковыми сигналами для предупреждения пешеходов. Существующие нормативные акты касаются в основном громкости этих сигналов, оставляя автопроизводителям свободу в выборе их характера.

Эта свобода открывает перед исследователями уникальные возможности для создания звуков, которые были бы максимально эффективными. На Шестом совместном заседании Акустического общества Америки и Акустического общества Японии аспирантка Мэй Сузуки представила результаты своей команды по разработке звуков для электромобилей. Целью их исследования было создание звуков, информирующих о приближении, основанных на образах, вызывающих ассоциации с «тихим транспортным средством».

В арсенале исследователей были как звуки, созданные на основе звукоподражания, так и розовый шум. Для оценки эффективности этих звуков добровольцы участвовали в тестах, проходивших как в студии, так и в реальных дорожных условиях. Участникам предлагалось оценить каждый звук по таким критериям, как «звук создает ощущение срочности» и «звук легко заметить».

В результате обратной связи был выявлен наиболее эффективный вариант. Им оказался вариант розового шума – тип шума, характеризующийся преобладанием низкочастотных составляющих. Исследователи полагают, что именно низкочастотные компоненты и сходство этого звука с шумом работающего автомобиля позволили ему получить наивысшую оценку.

Главное преимущество этого низкочастотного шума в том, что он меньше подвержен маскировке другими источниками окружающего шума. Это позволяет четко слышать приближающийся электромобиль в самых разных условиях. Команда планирует адаптировать подобные звуковые решения для электровелосипедов, электросамокатов и других легких мобильных устройств.

«Мы начали исследовать звуковой дизайн предупреждающих сигналов, специально разработанных для устройств микромобильности», – отмечает Сузуки. «Поскольку эта область исследований практически не освоена, мы уверены, что наша работа будет способствовать снижению числа столкновений с участием пешеходов и слабовидящих людей».

Комментарии

Комментариев пока нет.