Автостопом по Галактике: Иммерсивный спектакль в Лондоне
Культовая сатира Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике», зародившаяся как радиопостановка BBC в 1978 году, прочно укоренилась в культуре. Несмотря на то, что сатира отражает тревоги Британии конца 70-х, ее уникальный юмор и сюрреализм принесли ей мировую известность. Теперь, благодаря живой иммерсивной театральной постановке в лондонском Riverside Studios, история обрела новую жизнь, сохранив свою главную особенность – хаотичность.
Учитывая, что все началось как получасовая радиокомедия, сюжет «Автостопом» сюрреалистичен, эпизодичен и склонен к кажущимся отступлениям. Однако, в основе каждой версии истории лежит пробуждение Артура Дента, обнаруживающего бульдозеры, готовые снести его дом ради новой автомагистрали. Его отвлекает друг Форд, который раскрывает, что он не безработный актер, а инопланетный исследователь, автор книги «Автостопом по Галактике». Минутой позже сама Земля уничтожается для строительства новой межзвездной магистрали, но Форду и Артуру удается попасть на один из кораблей, сносящих планету.
Сама «книга» представляет собой планшет с базой знаний в стиле Википедии, который служит рассказчиком. Артур, все еще в пижаме, оказывается втянут в межгалактические приключения, которые приводят его к встрече с группой многомерных инопланетян, стремящихся разгадать величайший смысл жизни, Вселенной и всего такого. Последующие радиопостановки и романы развивают сюжет с теми же персонажами, но с разной степенью успеха. Любовь Адамса к длинным шуткам проявляется в ответе на главный вопрос: «Что получится, если умножить шесть на девять?» — «Сорок два» (Божественное послание человечеству гласит: «Приносим извинения за доставленные неудобства»).
Каждая адаптация претерпевает изменения, чтобы соответствовать новому формату, и лишь немногие элементы остаются неизменными: Артур, Форд, Книга, 42 и «Путешествие мага» Орла (которое служит темой). Неудивительно, что здесь были предприняты смелые шаги для сжатия обширного повествования в формат, подходящий для живого иммерсивного театра. В этом формате вы перемещаетесь по локациям, а действие разворачивается вокруг вас. Вы даже можете взаимодействовать с актерами, если пожелаете. Вам предстоит побывать в баре паба «Лошадь и всадник», грузовом отсеке корабля «Золотое сердце», грузовом отсеке разрушителя Вогонов и на фабричном цеху Магратеи.
Чтобы придать истории некую нарративную структуру, «Автостопом по Галактике» вживую сочетает элементы первой истории (во всех ее воплощениях) с романтической линией из четвертого романа «В основном безвредна». Большая часть времени уделяется Форду (Оливер Бриттен), в то время как Артур (Роберт Томпсон) появляется и исчезает из повествования в рамках своей вселенской миссии по воссоединению с возлюбленной Фенчерч (Кэт Джонс-Берк). Мы также ненадолго встречаемся с Зафодом Библброксом (Ли Ви-Джи) и Слартибарфастом (Ричард Костелло), в то время как одна из версий Триш МакМиллан (Ленора Кришлоу) представлена только как записанный голос.
Сюрреализм и отступления «Автостопом» часто сталкиваются с ограничениями любого носителя. Как человек, выросший на книжной версии, я считаю ее эталонной, но даже поздние работы испытывали трудности с удержанием на странице. Иногда иммерсивный формат играет против истории, и вы можете упустить некоторые детали, если не будете перемещаться по всем уголкам каждой сцены. Например, из-за большого скопления зрителей у зоны Джатравартидов я решил сначала осмотреть более пустые места. Это было ошибкой, так как Хума Кавула исполнил большую песню и танцевальный номер в центре сцены, для которого я пропустил завязку. Аналогично, я даже не осознал, что в спектакле присутствует Ваубэггер Бесконечно Продолжительный (Том Боуэн), пока не прочитал список актеров.
Сокращенный сюжет часто лишает не только связующих звеньев, но и значительной части содержания оригинала. Эмоциональный накал некоторых сцен кажется необоснованным, поскольку создатели опустили много необходимой информации. В финале невольно возникает желание увидеть больше усилий, приложенных персонажем, помимо отросших волос, чтобы отметить течение времени. Чем больше я смотрел спектакль и его многочисленные музыкальные номера, тем больше мне хотелось, чтобы создатели просто сделали более традиционный музыкальный спектакль. Это сделало бы постановку более плавной и цельной, учитывая тематическую и нарративную сложность исходного материала.
Иммерсивный формат, безусловно, имеет свои преимущества, включая возможность наполнить декорации множеством визуальных шуток. Офис жалоб Вогонов полон шуток, спрятанных в коробках и папках, как и мелкие детали на экранах в декорациях «Лошади и всадника». Но лучше всего — это любое время, проведенное с Марвином Параноидальным Андроидом (Эндрю Эванс), мастерское сочетание дизайна, актерской игры и кукольного мастерства. Вместо того чтобы помещать Эванса в костюм, актер носит прекрасную куклу Марвина на нагрудном ремне, что придает ей плавность движений и выразительность, о которых предыдущие версии могли только мечтать. Также помогает то, что вечное уныние Марвина прекрасно подрывает более сентиментальные части истории.
Отдельного упоминания заслуживают сегменты путеводителя, как за их анимационный стиль, так и за озвучку Тэмсин Григ. Григ (из «Черных книг», «Эпизодов») — истинная наследница короны Питера Джонса, сочетающая идеальный баланс божественного повествования и сухого подтрунивания. В целом, найти плохой элемент в постановке сложно, особенно в хорошо поставленных сценах, где актеры играют на фоне предзаписанных видео. Это техническое чудо во многих отношениях, и очевидно, что каждый участник создания вложил безграничную любовь к исходному материалу и к Адамсу. Просто все эти элементы не до конца складываются, чтобы вывести спектакль из разряда «хорошо и увлекательно» в категорию «обязательно к просмотру».
Поэтому, если вы живете в Лондоне и хотя бы отдаленно знакомы с творчеством Адамса, вам стоит пойти и насладиться. Однако я бы предостерег поклонников Адамса из других мест: постановка может показаться им разочаровывающей, если они проделали долгий путь, чтобы увидеть ее. Как и любая другая адаптация «Автостопом», это беспорядок, но хаотичность всегда была, по крайней мере, половиной дела.
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.